Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Новым годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 445 человек

Родительская гостинная 2021-2022

Дата: 13 сентября 2021 в 09:54, Обновлено 11 января в 09:25

Сентябрь

Адаптационный период первоклассников. Рекомендации психолога. 

Советы психолога по адаптации к школе

Как ребенок привыкает к школе

 Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. 

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются во врачебной помощи. Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют на подобное поведение школьников.

Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. А пока пусть будет рядом любимая игрушка.

Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом". В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность), неадекватные изменения в самооценке ("Дома я хороший. А в школе - плохой", или наоборот). Наступает новый, сложный период в жизни ребенка.

Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе. 

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий. 

1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3 Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника. 

Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин: 

1. Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды.

2. Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т. д.

Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и, так или иначе, влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны.

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.

Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.

Педагог-психолог: К.С. Патарович

Октябрь

Трудности адаптации в пятых классах.

Методы и формы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Трудности адаптации учащихся 5 классов

   В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

   Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

   Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

   В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу. Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность требований разных педагогов: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; по истории требуют, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а по литературе хвалят за собственное мнение и т.п. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно помнить, что школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история – составить план ответа по учебнику», «иностранный язык – приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.). Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.         Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться. Некоторое «обезличивание» подхода к школьнику – очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

                                                                                                 

   Признаки успешной адаптации:

-удовлетворенность ребенка процессом обучения;

-ребенок легко справляется с программой;

-степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

-удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

     В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - неумении приспособиться к новому темпу школьной жизни.

     Различают следующие виды дезадаптации:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности, отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Признаки дезадаптации школьника:

- нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;

- стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

- усталый, утомленный вид ребенка;

- нежелание выполнять домашние задания;

- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; 

   - жалобы на те или иные события, связанные со школой;

   - беспокойный ночной сон;

   - трудности утреннего пробуждения, вялость;

   - постоянные жалобы на плохое самочувствие.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ

       Слова поддержки:

       Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

       Ты делаешь это очень хорошо.

       У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

       Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

       Слова разочарования:

       Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.

       Эта идея никогда не сможет быть реализована.

       Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

       Поддерживать можно посредством:

       отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).

       высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо»).

       прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).

       совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).

       выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Рекомендации родителям

   Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше – за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Следует также иметь информацию о к дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Одобрение: «Я тебя люблю», «Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится».

Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию. Малоподвижный образ жизни приводит к застойным явлениям, недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка. Не забывайте о смене учебной деятельности ребѐнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.

Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности, создайте в доме спортивный уголок, приобретите спортивный инвентарь: скакалки, гантели и т.д. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

Рекомендации классным руководителям 5-х классов

Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.

Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.

Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?

1.  На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2.  Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

3.  Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.

4.  Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

6.  Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

7.  Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

Педагог-психолог: К.С. Патарович

Ноябрь

Профилактика табакокурения.

Как не попасть в «дымную» ловушку

Курение – опасная ловушка


Большинство  подростков мечтает быстрее стать взрослыми. Они стараются подражать взрослым, стараясь использовать атрибуты взрослой жизни. К сожалению, наиболее распространенной привычкой, которая показывает, что человек "повзрослел", является приобщение к курению. Подростки видят, что их старшие друзья и знакомые курят. Они хотят им подражать, и в юношеском возрасте начинают приобщаться к такой пагубной привычке, как курение.

 Сигарета, якобы позволяет им самоутвердиться в компании, показать приятелям свою "крутость" и независимость. К сожалению, именно в молодом возрасте курение имеет как нельзя более пагубное влияние на здоровье. Вред курения для подростков это, в первую очередь, тяжелая травма для еще не до конца сформировавшегося молодого организма. В юношеском возрасте организм растет. Последствия курения сигарет для подростков – достаточно актуальная  тема на сегодняшний день, ведь никотиновая зависимость является очень устойчивой и многие после первого знакомства с сигаретами в дальнейшем не могут расстаться с пагубной привычкой до конца жизни!

 От курения, в первую очередь, страдает легкие, сердце. В подростковом возрасте сердце работает с повышенной  нагрузкой, подросток  много двигается, учится, занимается спортом и пр. И курение в такой ситуации дает дополнительную нагрузку на сердце. Вследствие чего начинают сформировываться такие заболевания как тахикардия, аритмия, ишемическая болезнь сердца. Повышение кровяного давление одна из самых актуальных  проблем современности. Курение влияют и на нервную систему, ребенок становится более раздражительным, у него пропадает концентрация внимания , что негативным образом сказывается на успеваемости в учебе. Табачный дым может  провоцировать  развития астмы у подростков, которая впоследствии может привести к тяжелым формам развития самых разнообразных заболеваний бронхов и легких. Курение в подростковом возрасте вызывает развитие гастрита, который впоследствии может перерасти в язву. Все вышеперечисленное замедляет процесс нормального развития и роста молодого организма.

Пристрастие к сигаретам может стать первым шагом к пристрастию к алкоголю и другим более тяжелым вредным привычкам.

КУРЕНИЕ И ДЕТИ

Все больше подростков оказывается втянутыми в курение со школьной скамьи. Курящие подростки становятся беспокойными, теряют аппетит, плохо спят, отстают в росте и развитии. У школьников в результате курения ослабевает внимание, ухудшается память, снижается успеваемость. Они начинают худеть, мышечная сила у них ослабевает, появляется сердцебиение. Но самые тяжелые последствия курения проявляются спустя годы в виде серьёзных хронических заболеваний. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.

Смертельная доза никотина для взрослого - пачка, выкуренная сразу. Для подростка - ПОЛ ПАЧКИ (!). Недаром говорят: "Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить 3-х лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма. Зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных 2-3 сигарет - из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, и прекращалось дыхание.

Основная задача взрослых в этой ситуации

Максимально подробно и обширно рассказать ребенку об огромном вреде сигарет для здоровья, объяснить каким образом они негативно влияют на его здоровье и жизнь в целом. Подобные разговоры не бывают «слишком рано», поскольку напрямую касаются здоровья ребёнка. Учитывая актуальность проблемы, все родители должны знать, как подростку объяснить о  вреде курения. Откровенность с детьми очень важна, как и доверие.

Своевременное и правильное предоставление необходимой информации является основной профилактической мерой. К сожалению, далеко не всегда подростки осознают все последствия, полагая, что в любой момент смогут избавиться от никотиновой зависимости. Это одно из самых серьёзных заблуждений.

Основные рекомендации по предоставлению информации школьникам и подросткам включают следующее:

информирование подростков с применением дифференцированного подхода и с учетом возрастных показателей;

акцентирование внимание на положительных примерах из жизни успешных людей без никотиновой зависимости;

использование нестандартных методов воздействия, представленных фильмами, книгами, наглядными примерами; демонстрация положительных примеров окружающего мира позволит избежать знакомства подростков с сигаретами. Курение в подростковом возрасте проще предотвратить, чем бороться с ним. В разговоре с подростками стоит делать упор на плюсы жизни без никотиновой зависимости, а не на строгие запреты, поэтому так важны доверительные разговоры родителей  с ребёнком о вреде никотиновой зависимости.

А также важен личный пример родителей, приобщение подростков к здоровому образу жизни, включающему интересные увлечения всей семьей и занятия спортом.

Родители - главный ориентир в жизни ребенка. И профилактика табакокурения должна начинаться с внутреннего микроклимата в семье.

 Педагог-психолог: К.С. Патарович

Декабрь

Психологический климат десятиклассников.

Правила успешной адаптации. Сплочение классного коллектива

Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться с новой

учебной ситуацией, подружиться. Обеспечение плавного и мягкого перехода

учащихся в старшее звено школы - главная задача адаптационного периода

десятиклассников.

Поступление  в десятый класс  открывает последний этап обучения в

общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникнуть

определенные  сложности  в  учебе,  в  отношениях  со  сверстниками  и  с

родителями.

  Адаптационный период -  это время,  когда школа работает в особом режиме.  И  здесь  очень  важна  согласованность  целей  и  действий  всех работающих  звеньев.  Задачей  психологической  службы  школы  является

совместная  с  классными  руководителями  разработка  содержания деятельности  в  период  адаптации.  Задачи  адаптационного  периода  для

педагогов снижение собственной тревожности перед новым составом класса,

привыкание к незнакомым  учащимися; понимание трудностей, с которыми

сталкиваются ребята при поступлении в школу и при переходе на третью

ступень  обучения  в  ней;  утверждение  доброжелательной  атмосферы  в

классном коллективе,  при которой комфортно чувствуют себя и ученики,  и

педагоги.  Приобретение  опыта  взаимодействия  с  учениками, способствующего  взаимному  личностному  раскрытию,  узнаванию  и принятию  друг  друга.  Уточнение  целей  и  задач  работы  с  классным коллективом на предстоящий год.

Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

1. Адаптация к новому классному коллективу.

2. Актуализация  учебной  мотивации,  необходимость  взять

ответственность  за  успешность  своего  образования  на  себя,

самоопределение.

3. Адаптация  к  качественному  и  количественному  росту

«трудности» обучения.

4. Рост  интереса  к противоположному  полу,  персонификация своей половой роли.

   Школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения  статуса  среди сверстников.  Необходимо,  чтобы родители увидели,  насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку. 

   Анализ  результатов  диагностики  определения  психологического климата в классном коллективе показывает:

 80% учащихся  высоко  оценивают  психологический  климат  в

классе, им нравятся люди, с которыми они учатся;

 для 20% - психологический климат класса, скорее безразличен, у

них, вероятно, есть другая группа, общение с которой для них более значимо.

    Второй этап адаптационного  периода  связан  с  актуализацией мотивации обучения в старшем звене школы и выявлением ожиданий ребят на предстоящий период учебы. Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Определяющей в данной ситуации является  способность  старшеклассника  взять  ответственность  за

успешность своего обучения на самого себя.  В десятом классе происходит

резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики

обычно  покидают  школу  после  девятого  класса,  требования  педагогов

увеличиваются,  изучаемый  материал  усложняется.  Поэтому  родители десятиклассников  должны быть  готовы  к  тому,  что  учащийся,  имевший

отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым

учеником, а бывший твердый «четверочник» неуспевающим.

Учебная  мотивация  у  различных  возрастных  групп  школьников проявляется  по-разному. 

   Старший  школьный  возраст  характеризуется следующими  объективными  изменениями  в  жизни  школьника:  близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии (в десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы); позиция самих десятиклассников в школе  как  старших;  знакомство  с  новыми формами обучения  (семинары, зачеты  и  др.)  и  усложнение  в  связи  с  этим  учебной  деятельности; развертывание зрелой деятельности по самообразованию.

Мотивацию учения в старшем школьном возрасте затрудняют:

-устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;

-неудовлетворенность  однообразием  форм  учебных  занятий,

-отсутствием  творческих  и  проблемно-поисковых  форм  учебной деятельности,

-негативное,  отношение  к  формам  жесткого  контроля  со  стороны учителя;

-сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);

-недостаточная  устойчивость  социальных  мотивов  долга  при столкновении с препятствиями (не хочу, не буду, ещё есть время).

   Исходя  из  диагностики,  можно  сделать  вывод,  что  десятиклассники ещё полностью не осознали важность обучения и не определились с выбором

профессии.  Или  пришли  в  школу  по  настоянию родителей.  (Помощь  в

самоопределении, значимости учёбы. Для чего?)

Адаптация  к  качественному  и  количественному  росту,

«трудности» обучения.

   Новые требования,  новый коллектив,  новые задачи… У каждого свои трудности и свои успехи.  У каждого  свои предпочтения  и отношения.  У

каждого свои «лёгкие» и «тяжёлые» дни. Кто-то делает уроки дольше, а кто-

то  быстрее.  Из  опроса  учащихся  о  процессе  обучения  стало  известно

следующее: (огласить результаты опроса по адаптации).Нередко встречающаяся в десятом классе проблема - ярко выраженное

желание  отдохнуть  после  напряженного  девятого  и  перед  выпускным

одиннадцатым классом.

Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка.

Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить

больше  времени  с  детьми  и  помочь  им  восстановить  и  накопить  силы.

Однако есть и большая опасность - можно, не желая того, позволить ребенку

основательно  «расслабиться»  и  потерять  не  только  рабочий  тонус,  но  и

драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.

Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося,  т.е.  более низкие, чем  он  привык  получать)  могут  привести  не  только  к  понижению самооценки,  но  и  к  изменениям  в  поведении  ребенка:  он  может  стать

подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.

   Родители,  заметившие,  что их ребенок  стал более  раздражительным (или  более  мрачным  и  апатичным),  чем  раньше,  должны  помочь  ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с

какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего

даются.  Затем постараться  объяснить,  что  требования  к  нему  возросли  и

педагоги  оценивают  его  по  новым  критериям.  Ведь  школьнику  кажется

несправедливым,  что за сочинения,  например,  по литературе учащемуся в

средней  школе  ставили  «отлично»,  а  теперь  «хорошо»  или «удовлетворительно». Другой особенностью старших подростков становится

возврат  интереса  к  учебной  деятельности,  что  не  может  не  радовать родителей.  Как  правило,  в  это  время  дети  и  родители  становятся единомышленниками,  активно  обмениваются  взглядами  на  выбор профессионального пути.

    Для старшего подросткового и юношеского возраста характерен рост интереса к противоположному полу и более персонифицированное усвоение

половой роли юноши и девушки.  Юноши и девушки охотно  используют время  обучения  в  десятом  классе  для  общения  с  друзьями  и  для разнообразных внешкольных занятий.

Существуют  некоторые  сложности  во  взаимодействии  взрослых  и детей.  Это  касается  личной  жизни  подростков,  куда  вход  учителям,  а зачастую  и  родителям,  запрещён.  При  умелом  дозировании  общения, уважении  права  ребёнка  на  личное  пространство  этот  этап  проходит достаточно безболезненно.  Обратите  внимание,  что мнение  сверстников  в данный возрастной период представляется детям гораздо более  ценным и авторитетным,  чем  мнение  взрослых,  но  только  взрослые  могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения,  показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

Принципы общения со старшим подростком:

1. Безусловно принимать его.

2. Не оскорблять достоинства.

3. Активно слушать его переживания и потребности.

4. Помогать, когда просит.

5. Поддерживать успехи.

6. Делиться своими чувствами, значит - доверять.

7. Конструктивно разрешать конфликты.

8. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.

9. Разговаривать «о жизни».

10.Давать советы, если он их просит.

Успешность  прохождения  образовательной  траектории  ребенка напрямую зависит от того,  каким способом родители и другие члены семьи  помогают  ему  в  этом важном деле.  И я  надеюсь,  что  знание некоторых  "тонких  моментов"  в  оказании  подобной  поддержки существенно облегчит жизнь и вам, и вашим детям.

Пути преодоления трудностей:

 помочь принять позиции “ученик-старшеклассник”;

 помочь принять «новичков» в коллектив;

 помочь  найти  личностный  смысл  и  мотивацию  учения  для

каждого десятиклассника;

 познакомить с миром юноши и миром девушки;

 создать доброжелательную атмосферу, как в школе, так и дома.

Педагог-психолог: К.С. Патарович

Январь

Алкоголизм взрослых и детей. Профилактика алкогольной зависимости.

    Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 клеток головного мозга, 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье - это горе в первую очередь детям. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и «взрослые» дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности. К сожалению, проблема употребления алкоголя подростками до сих пор не теряет своей актуальности. Всем известно о вреде алкоголя для подростков, но мы до сих пор продолжаем игнорировать то, что несовершеннолетние пьют прямо на наших глазах, абсолютно ничего не стесняясь и не опасаясь.   Подростки и алкоголь несовместимы: несовершеннолетний из-за употребления спиртных напитков может начать отставать не только в физическом, но и в психическом развитии. Меняется привычное мировоззрение, родители перестают быть авторитетами и кажутся кем-то вроде врагов, от которых добра ждать не стоит. Также успеваемость в учёбе резко снижается, и появляется апатия к происходящему вокруг.  Воздействие алкоголя на организм подростка пагубно и может привести к непредсказуемым результатам.

   Алкоголь оказывает влияние на все стороны жизни употребляющих его людей. У лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 1,8-2 раза чаще встречаются случаи травматизма на производстве и в быту, они нередко являются виновниками антисоциальных поступков. В состоянии алкогольного опьянения в год совершается примерно 76% поступков мелкого хулиганства, 82% уголовных преступлений, более половины хулиганских поступков и случаев немотивированной жестокости. Злоупотребление алкоголем – одна из частых причин расторжения брака, появления врожденных уродств у детей, супружеской неверности и распространения венерических заболеваний.

 
Алкоголизм представляет собой одну из форм токсикомании, характеризуются пристрастием к употреблению веществ, содержащих этиловый спирт, развитием психической и физической зависимости, абстинентного синдрома, психической, физической и социальной деградацией личности. Как и всякая другая болезнь, алкоголизм не возникает вдруг, а имеет свою доклиническую стадию – бытовое пьянство. В действии алкоголя на организм можно выделить две особенности – его непосредственное действие, вызывающее состояние опьянения, и систематическое злоупотребление, приводящее к болезни – алкоголизму. Алкоголь не оказывает возбуждающего действия на высшую нервную деятельность. Напротив, он угнетает оба основных процесса – и тормозной, и раздражительный. Но воздействие на первый сильнее и опережает по времени его влияние на второй. Отсюда и проистекает картина алкогольного возбуждения. Уже малые дозы алкоголя угнетают тормозной процесс, а это ведет к тому, что соотношение между ним и раздражительным процессом нарушается в пользу последнего. Таким образом, наблюдаемое возбуждение есть результат снятия тормозов, а не стимуляция в прямом смысле слова. 
   Хронический алкоголизм – это тяжелое нервно-психическое заболевание, при котором у человека развивается болезненное влечение к спиртным напиткам, со временем принимающее навязчивый характер, возникает острая «необходимость» опохмелиться. Потребность в опохмелении у таких больных настолько острая, что в таком состоянии они не могут полноценно соображать, работать, нормально функционировать. 
Хроническое употребление алкоголя разрушает весь организм пьющего. Страдают почти все жизненно важные органы: печень, сердце, почки, пищеварительные органы и др. Все это неизбежно ведет к превращению хронического алкоголика в соматического больного. Но преимущественным образом вредное действие алкоголя сказывается на центральной нервной системе. 
Попав в организм, алкоголь медленно расщепляется в печени. И только 10 % его выводится из организма в неизменном виде. Остальной алкоголь циркулирует вместе с кровью, по всему организму, пока не расщепится весь. Токсическое действие алкоголя, прежде всего, сказывается на нервной системе. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен веществ в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Нарушается работа сосудов головного мозга, нарушается деятельность нервных клеток. 
Второй мишенью алкоголя является печень. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена. Небезучастны к употреблению алкоголя и легкие. Около 10 % алкоголя удаляется из организма через легкие. При этом разрушается эпителий бронхов, что в конечном итоге приводит к заболеванию органов дыхания. И наконец, воздействие алкоголя сказывается и на самой крови. Активность лейкоцитов снижается, замедляется движение эритроцитов, изменяются функции тромбоцитов. 

Алкоголь и молодежь

В настоящее время проблема потребления алкогольных, слабоалкогольных напитков несовершеннолетними и молодежью является крайне актуальной. 
Работники организаций торговли и общественного питания зачастую не обращают внимания на возраст покупателя, и в некоторых случаях реализуют алкоголь детям и подросткам. 
Имеют место факты вовлечения несовершеннолетних в пьянство их более старшими приятелями и взрослыми, которые осознавая противоправность своих действий, тем не менее, предлагают или приобретают по просьбе детей алкогольные, слабоалкогольные напитки. 
Каждый пятый подросток совершает уголовно-наказуемые деяния в состоянии алкогольного опьянения. 
Многие несовершеннолетние и молодые люди употребляют алкогольные, слабоалкогольные напитки, даже не задумываясь над тем, чем они «накачивают» свой организм. Среди молодежи бытуют самые разнообразные мифы: будто бы алкоголь — это «пищевой продукт», что «малые дозы этого «продукта» безвредны, или даже полезны», «выпить на праздник — это традиция», «пиво содержит витамины и не алкогольный напиток». Многие люди считают, что «употребление алкоголя – это единственное что может развеселить, снять напряжение, облегчить общение и знакомства, да ещё и вылечить»! 
Недостоверное информирование населения о «безвредности или пользе алкогольных напитков», усиленно пропагандируемое производителями алкогольных напитков, проводимое в рамках маркетинговой деятельности, в целях их личного обогащения, способствует раннему вовлечению в алкоголизацию детей и подростков. 
Так, в рекламе пива и других слабоалкогольных напитков используются популярные среди молодежи виды развлечений, создавая ассоциации, что только с бутылкой «любимого пива» можно весело провести время. 
Для повышения продаж пива и других слабоалкогольных напитков среди молодежи организуются т.н. «пивные фестивали», куда приглашаются известные исполнители, проводят различные развлекательные акции. 
При этом производители пива умалчивают, что пиво всегда содержит алкоголь в количествах, достаточных для развития у лица, его потребляющего, состояния алкогольного опьянения, а затем и алкогольной зависимости. 
Пиво содержит дозу алкоголя, достаточную для его токсического воздействия на организм - в первую очередь от этого страдают сердце, печень и мозг. 
Особенности «пивного» алкоголизма заключаются в следующем:
1. употребление пива вызывает более легкую степень опьянения, что способствует более частому его употреблению и является первым этапом в переходе к потреблению более крепких алкогольных напитков;
2. формирование алкогольной зависимости происходит не столько медленно, сколько незаметно и обманчиво;
3. чем выше содержание алкоголя в пиве и чем больший объем выпивается, тем негативнее его воздействие на организм;
4. злоупотребление пивом не вызывает такого негативного отношения, как злоупотребление алкогольными напитками, и поэтому часто рассматривается окружающими как приемлемое поведение;
5. доступность пива для несовершеннолетних, в том числе экономическая, ведет к быстрому формированию у них алкоголизма.
Систематическое потребление пива способствует развитию:
-цирроза печени, хронического воспаления поджелудочной железы;
-рака молочных желез у девушек, рака простаты у мужчин;
-бесплодия у женщин и импотенции у мужчин;
-повышенного артериального давления и кровоизлияний в мозг;
-нарушений ритма и расширения камер сердца («пивное сердце»);
-нарушениям обмена веществ (ожирению по т.н. «пивному типу»).
Все вышеперечисленные заболевания могут ограничивать трудоспособность и приводить к наступлению ранней инвалидности. Таким образом, становится понятным, что потребление пива создает облегченный способ входа в систематическое потребление алкогольных напитков - пьянство. 
Злоупотребление алкоголем в молодом возрасте является фактором, способным негативно повлиять на дальнейшую профессиональную и социальную активность. Многие молодые люди вступают в ранние брачные отношения, а злоупотребление алкоголем, является одной из причин разводов и формирования неблагополучных семей и социального сиротства. Согласно статистическим данным смертность, не связанная с заболеваниями (от убийств, самоубийств, аварий, утоплений, переохлаждения, травм), в молодом возрасте имеет стойкую взаимосвязь с алкогольным опьянением. Опыт большинства стран мира показывает, что именно ограничительные меры, в комплексе с иными мероприятиями является эффективным средством предупреждения пьянства детей и молодежи.

В настоящее время реализуется ряд мер, направленных на защиту детей и молодежи от раннего начала потребления алкоголя и пива. 
   Профилактика алкоголизма предполагает:- раннее выявление лиц, злоупотребляющих алкоголем и оказание им соответствующей медико-психологической помощи. 
Выявление на самых ранних этапах в подростковом и даже детском возрасте предрасположенных к алкоголю людей (для этого можно ориентироваться на два определенных фактора – наследственность и особенности потребления алкоголя в родительской семье) и постоянное внимание к ним.
Информирование детей, подростков и взрослых об особенностях алкоголя, его опасных последствиях для здоровья, поведения и жизни. 
Только совместными усилиями мы сможем вырастить новое поколение молодых белорусов, свободных от пристрастия к алкоголю.

Педагог-психолог: К.С. Патарович

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.