Квадробинг (от латинского quattuor — «четыре» и английского aerobics — «аэробика») представляет собой направление, предполагающее копирование поведения животных, в частности, передвижение на четырёх лапах. Этот тренд стал популярен среди детей в возрасте от 7 до 14 лет. Мальчики и девочки надевают маски животных, прикрепляют хвосты и воспроизводят повадки своих «братьев меньших» — прыгают, рычат, высовывают языки. Некоторые, согласно видео в интернете, полностью погружаются в образ, употребляя корм для животных и умываясь языком.
Квадробинг, в отличие от многих других субкультур, относится к сетевой активности, а потому более опасен. На это обращает внимание психолог, кандидат психологических наук Александр Невеев.
«Все эти сетевые тренды централизованно устанавливают анонимы, и ребенок становится управляемым. То есть сегодня они в отдельности просто снимают какие-то видео, выкладывают в социальные сети, а по команде может быть запущен какой-нибудь квест, тренд, и дети соберутся и начнут штурмовать какой-то стадион, совершать противоправную форму активности. Эти намерения не идут вразрез группы — дети подвержены влиянию сверстников, а тут еще интернет усиливает», — отмечает Невеев.
Более того, отождествление себя с четвероногими без четкой цели может привести к тому, что ребенок потом начнет считать себя животным. И тогда уже потребуется психиатр, предупреждает специалист. «Кто-то путает это увлечение с театральными этюдами, но если у вас ребенок увлекается театром, он может эти театральные этюды совершать в специализированных местах. У нас огромное количество подростковых школ актерского мастерства».
Квадробинг ведет к деградации личности: сегодня большинство детей предоставлены сами себе, и интернет позволяет детям организовать их время, наполнить жизнь каким-то смыслом, продолжает психолог.
«Человек должен все время приобретать атрибутику, хвостики, маски, должен постоянно выкладывать видео, находиться в постоянном контакте со своей аудиторией, показывать какие-то новые упражнения: прыжки, позы. Все это требует колоссальных затрат времени и сил. Ребенок тратит время своей жизни, ценнейшие ресурсы, вместо того, чтобы стать полноценным членом общества, востребованным специалистом», — говорит Невеев.
Как уберечь ребенка от квадробинга
Задача родителя, чей ребенок попал под влияние квадробинга, — переключить его внимание на социально-позитивные занятия, причем делать это нужно постепенно, без жестких запретов, продолжает Невеев.
«Если он любит снимать видео, его можно переключить на съемки видеоконтента, например, про детские хобби, увлечения: шахматы, моделирование и т.д. Ребенка нужно медленно, пошагово „вылавливать“ из этого состояния, резкими запретами можно только навредить детской психике. Ребенок может еще больше утвердиться во мнении, что родители унижают его личность, мешают ему реализоваться, запрещают, заставляют что-то делать, призывают — все то, что им внушает субкультура», — подчеркивает собеседник.
Если поведение чада вызывает тревогу, стоит обратиться к специалисту. Психолог сможет оценить ситуацию и предложить соответствующую терапию или методы по улучшению социализации ребенка.
Об опасности можно понять по нескольким признакам:
- ребенок слишком увлекся квадробингом, перестал общаться с родными и друзьями, забросил другие интересы;
- проводит очень много времени в образе животного, даже там, где это неуместно.
- использует квадробинг как средство ухода от реальной жизни: шипит на родителей, прячется под кроватью и др.
Во-первых, стоит выяснить причины «животного» поведения сына или дочки: искренне, по-доброму расспросите, кто такие квадроберы, даже если это и так вам известно. Как будто вам действительно это интересно. Узнайте, есть ли имя у персонажа вашего ребенка, почему выбран именно он, чем обычно этот зверёк занимается, и почему ребёнку это занятие интересно – не хватает общения или просто понравившийся мальчик стал квадробером?
Во-вторых, обсуждайте с детьми их поведение, объясняйте границы и правила – так дети могут учиться понимать, когда их действия уместны, а когда – нет. Это поможет предотвратить недопонимание и повысит уровень комфорта как для детей, так и для окружающих. В конечном счете, подход к такому феномену, как квадроберы, должен быть комплексным и учитывающим индивидуальные особенности ребенка.