Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Новым годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 445 человек

Педагогический совет «Использование личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе для развития мотивации и одарённости учащихся»

Дата: 18 января 2019 в 10:41, Обновлено 22 октября 2020 в 12:11

Методический вестник № 1

Личностно-ориентированное обучение

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно-ориентированный подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:

  1. самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;
  2. опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;
  3. учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»;
  4. учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;
  5. целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям;
  6. перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.

Основные принципы (по А. Гину):

1. Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

2. Принцип открытости – не только давать знания, но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

3. Принцип деятельности – организовывать освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.

4. Принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.

5. Принцип высокого КПД – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности.

Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование.

Личностно - ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Модель личностно-ориентированного обучения направлена на создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и развития индивидуально-личностных черт ребёнка. В данной модели базовыми понятиями являются: субъектный опыт ученика, траектория личностного развития, познавательная избирательность. Все модели личностно-ориентированного обучения условно разделены на три основные:

  1. социально-педагогическая;
  2. предметно-дидактическая;
  3. психологическая.

Ведущими идеями личностно – ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются:

- цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;

-обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;

-учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

-субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;

-при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);

-усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.

Личностно-ориентированный подход в преподавании

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • способность человека к выбору;
  • умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
  • поиск смысла жизни, творчество;
  • формирование образа “Я”;
  • ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
  • автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Учитель и ученик в ЛОО

В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Методы, подходы личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
  • распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
  • отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Отличие от традиционного обучения

Традиционный подход 

Личностно-ориентированный подход 

Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный)

Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка

Вектор развития задан

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия

Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития

Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания

Вектор развития строится от обучения к учению

Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию

Задача формирования личности с заданными свойствами

Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.)
  • Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)
  • Педагогические технологии адаптивной школы
  • Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
  • Игровые технологии
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
  • Технология «Педагогические мастерские»
  • Метод проектов
  • ТРКМ

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.

Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Отличие  традиционного урока от личностно-ориентированного

Традиционный урок 

Личностно-ориентированный урок 

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Памятка
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  • Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  • Использование проблемных творческих заданий.
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  • Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Метод проектов как технология личностно-ориентированного подхода

при обучении иностранному  языку

Новые политические и социально-экономические изменения в Республике Беларусь в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам. Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня глубокого (свободного) владения иностранным языком и, как следствие, новых педагогических технологий. В настоящее время поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранного (английского) языка при осознании в обществе в целом значимости его изучения. Мотивация недостаточна, так как при изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления). Метод проектов как раз и позволяет, по мнению исследователей, решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с учителя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению иностранного языка . Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

Эффективному решению проблемы обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации может способствовать, по мнению ученых, метод проектов, который позволяет реализовать наиболее сложную и существенную для методики задачу - создание языковой среды, а на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.

Проектная методика обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как она практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, такие, как обучение в сотрудничестве . Личностно-ориентированное воспитание и обучение отражает направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности обучаемого средствами данного учебного процесса. Изменяется схема общения - учащийся начинает выступать как активный творческий субъект учебной деятельности. Личностно-ориентированное обучение означает учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, целенаправленное формирование этих особенностей, общекультурное, личностное развитие обучаемых. Развивается активное самостоятельное мышление, фантазия, креативность, умение не просто запоминать и воспроизводить, а применять знания на практике, умение самостоятельно планировать действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации . Кроме того, у учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты .

Проект включает в себя:

· постановку  проблемы;

· участие в целеполагании;

· формулирование задач;

· распределение этапов работы, функций каждого;

· сбор информации и ее организация;

· обсуждение;

· коррекцию, дополнение;

· подготовку к презентации, презентацию.

Приемы и технологии обучения нацелены на:

· развитие интереса, мотивации;

· активность субъекта учения;

· интерактивность;

· увеличение самостоятельности школьников;

· достижение функциональной грамотности, в том числе и в специализированной/профильной сфере применения ИЯ;

· развитие креативности;

· получение реальных речевых продуктов;

· самореализацию и социализацию учащихся;

· предотвращение их перегрузки;

Таким образом, модернизация затрагивает все компоненты системы школьного обучения иностранному языку: цели, содержание, принципы и технологии обучения.

Что такое проект? Проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст  другой деятельности. Метод проектов включает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для учащегося. Подготовка и реализация собственных творческих проектов является заключительным этапом определенного цикла работы над развитием и совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности.

Работа над собственными проектами отражает современную тенденцию в образовании - ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения. Работая над проектом, учащиеся получают возможность работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Опыт разрешения, пусть локальной, но целостной проблемы формирует привычку доводить дело до конца, не останавливаться на полпути. В них нашли свое яркое отражение и коммуникативный, и личностно-ориентированный подходы, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранного языка.

В данной системе обучения осуществляется в ходе решения проблемных задач непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур, создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Появляются возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектирование способствует созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора учащихся.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное - это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы . Можно выделить несколько типов проектов :                                                       

творческие, исследовательские, которые требуют хорошо продуманную структуру проекта; ролево-игровые, где структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, имитирующие социальные и деловые отношения. Практико-ориентированные типы проектов отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая в свою очередь должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Тип информационных проектов изначально направлен на сбор информации о каком либо объекте, явлении. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной тип координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.

УТВЕРЖДАЮ

                                                                    Директор ГУО

                                                                                  «Средняя школа №4

                                                                     г. Поставы»

                                                                                                В.Ч. Пекарский                      

 ПЛАН

подготовки к заседанию педагогического совета на тему

«Использование личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе для развития мотивации и одарённости учащихся»

 Содержание работы

 Сроки исполнения

Ответственный

1

 Заседание творческой группы по подготовке и проведению заседания педагогического совета

 октябрь

Данилевич Т.А.,

заместитель директора по учебной работе

2

Заседание методсовета

 «Использование Личностно-ориентированное обучения в образовательном процессе»

октябрь

Данилевич Т.А.,

заместитель директора по учебной работе

3

Выпуск методического вестника по теме личностно-ориентированного обучения

  ноябрь

Мадвейко Т.Р.

Пашкевич А.В.

Шитикова А.Г.

4

 Презентация методической литературы по проблематике темы, выносимой на заседание педагогического совета

  ноябрь

Кундро С.В., библиотекарь

5

 Разработка памятки для анализа учебных занятий с позиции  лисностно-ориентированногообучения

 октябрь

Данилевич Т.А.,

заместитель директора по учебной работе

Казак И.С.

6

 Проведение диагностических исследований с педагогами, учащимися и родителями

 октябрь-ноябрь

 Патарович К.С., педагог-психолог

7

 Психолого-педагогический семинар   «Одарённость учащихся: определение, развитие, результат»

 ноябрь

Данилевич Т.А.,

заместитель директора по учебной работе

Патарович К.С., педагог-психолог

8

 Заседания всех методических формирований   «Личностно-ориентированное обучение через…»

  ноябрь

Данилевич Т.А.,

заместитель директора по учебной работе

9

  Панорама  открытых уроков «Использование технологий личностно-ориентированного обучения на учебных занятиях»

Взаимопосещение учебных занятий с целью обмена опытом

   ноябрь-декабрь

  Данилевич Т.А.,

заместитель директора по учебной работе

руководители МФ

10

Подготовка  презентации опыта работы « Работа с одарёнными учащимися через личностно-ориентированное обучение»

ноябрь - декабрь

  Ожель Н.З.

11

Подготовка мастер-класса  по использованию  личностно-ориентированного обучения

ноябрь - декабрь

 Купрадзе В.С.

12

 Изучение деятельности педагогического коллектива по выполнению требований образовательного стандарта и концепции по учебным предметам

« Человек и мир. География»

 ноябрь

 Пекарский В.Ч., директор

Данилевич Т.А.,

заместитель директора по учебной работе

Степанова Е.В.,

заместитель директора по  воспитательной работе

Дунец Ж.А., фельдшер

13

 Адаптация учащихся I, X кл. к новой социально-педагогической ситуации

 декабрь

Пекарский В.Ч., директор

Данилевич Т.А.,

заместитель директора по учебной работе

Степанова Е.В.,

заместитель директора по  воспитательной работе

Дунец Ж.А., фельдшер

 14

 Родительская гостиная сайта  на тему: «Что делать, если ребенок не успевает?»

 декабрь

 Патарович К.С., психолог

 15

Родительское собрание   « Особенности задачи семьи и школы в воспитании и социализации ребёнка»

декабрь

Пекарский В.Ч., директор

Данилевич Т.А.,

заместитель директора по учебной работе

Степанова Е.В.,

заместитель директора по  воспитательной работе

 16

Обсуждение и систематизация наработанного материала для публичного представления.

 17.12-22.12.2018

 Творческая группа

17

Подготовка проекта решения

 26.12.2018 

Пекарский В.Ч.

Данилевич Т.А.

Степанова Е.В.

18

Подготовка  кабинета и технического оборудования для проведения педсовета.

 27.12.2018 

Мадвейко Т.Р., учитель информатики

Заместитель директора по учебной работе                    Т.А. Данилевич

https://content.schools.by/postsh4/library/PC280104.JPG  https://content.schools.by/postsh4/library/PC280105.JPG

 https://content.schools.by/postsh4/library/PC280107.JPG https://content.schools.by/postsh4/library/PC280108.JPG

https://content.schools.by/postsh4/library/PC280111.JPG https://content.schools.by/postsh4/library/PC280118.JPG

 https://content.schools.by/postsh4/library/PC280122.JPG  https://content.schools.by/postsh4/library/PC280124.JPG

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.